PISA - 2024
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое отвечает на вопрос «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?».
Программа позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования разных стран и оценить эффективность стратегических решений в области образования.
Данная программа осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЕСD). Исследование проводится трехлетними циклами, начиная с 2000 года.
Данное исследование в России осуществляется Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования совместно с Федеральным институтом оценки качества образования при активном участии Министерства просвещения РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, органов управления образованием регионов, участвующих в исследовании.
Работа проводится в рамках Федеральной целевой программы развития образования.
Компоненты функциональной грамотности, оцениваемые в PISA
- Основные направления оценивания (2/3 времени тестирования):
- читательская грамотность;
- математическая грамотность;
- естественнонаучная грамотность.
- Обобщенная характеристика грамотности обучающихся:
- креативное мышление;
- финансовая грамотность;
- глобальные компетенции.
Участие Ленинградской области в проведении региональных оценок по модели PISA планируется в 2024 году
- «Совершенствование механизмов повышения качества образования - подготовка к исследованию PISA», МУ «ВРМЦ»
- «В каком направлении развивается российская система образования (по результатам международной программы PISA-2018» Ковалева Г.С., национальный координатор исследования PISA в России.
Документы федерального уровня
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования от 06 мая 2019 года № 590/219 «Об утверждении Методологии и критериев оценки качества образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
- Читательская грамотность в исследовании PISA-2015
Документы регионального уровня
- Распоряжение комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 29.10.2019 № 2257-р «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по подготовке к участию в общероссийской, региональной оценке по модели PISA»
- Распоряжение комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 04.06.2020 № 977-р «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по подготовке к участию в общероссийской, региональной оценке по модели PISA на 2 полугодие 2020 года»
Документы муниципального уровня
- Распоряжение Комитета по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 18.06.2020 № 429 «Об утверждении плана мероприятий по подготовке к участию в общероссийской, региональной оценке по модели PISA на 2020-2021 учебный год»
- План мероприятий (Дорожная карта) по подготовке к участию в общероссийской, региональной оценке по модели PISA общеобразовательных учреждений, подведомственных Комитету по образованию администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области на 2020-2021 учебный год
- Распоряжение Комитета по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 28.12.2020 № 883 «Об организации деятельности учреждений, подведомственных Комитету по образованию, по подготовке к участию в региональной оценке качества образования на основе практики международных сравнительных исследований PISA-2024»
Документы школьного уровня
- Распоряжение МОБУ СОШ №6 г. Всеволожска от 30.12.2020 №252 «Об организации деятельности школы по подготовке к участию в региональной оценке качества образования на основе практики международных исследований PISA-2024»
-
Распоряжение МОБУ СОШ №6 г. Всеволожска № 240 от 01.10.2022 года О внесении изменений в распоряжение от 30.12.2020 №252 «Об организации деятельности школы по подготовке к участию в региональной оценке качества образования на основе практики международных исследований PISA-2024»
-
Распоряжение МОБУ СОШ №6 г. Всеволожска № 241 от 01.10.2022 года Об организации работы по подготовке учащихся к участию в региональной оценке качества, а также проведения мониторинга реализации обновленных ФГОС начального общего образования и основного общего образования на 2022-2023 учебный год
- Распоряжение (дорожная карта) «Об утверждении плана мероприятий по подготовке к участию в общероссийской региональной оценке по модели PISA на 2021 учебный год»
Методические рекомендации
- Как обеспечить конкурентоспособность Российского образования? // Ковалева Галина Сергеевна, руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, к.п.н., 24.09.2020
- Ссылки на видеолекции по формированию функциональной грамотности Московского государственного областного университета
Полезные ссылки
- Федеральный институт оценки качества образования
- Организация экономического содружества и развития (ОЭСР) — разработчик PISA
- Проведение исследования PISA-2018 в России
- Системный проект «Совершенствование механизмов повышения функциональной грамотности обучающихся» (ПРОСВЕЩЕНИЕ)
- Сайт АСОУ, «УЧИТЕЛЬ БУДУЩЕГО»
- Готовность учителей к обучению школьников, участвующих в международном исследовании PISA
- Московский государственный областной университет
Банк заданий в формате PISA для использования педагогами и обучающимися:
- Примеры открытых заданий по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач
- Примеры заданий по естествознанию
- Примеры заданий по математике
- Примеры заданий по чтению, математике и естествознанию
Видеоуроки