Методическая служба
Тема методической работы школы в 2024 – 2025 учебном году
«Современные педагогические практики и технологии как ресурс повышения качества образования в условиях единого образовательного пространства»
Цель
обеспечение организационных, кадровых и иных условий в соответствии с требованиями ФГОС и ФОП для эффективной организации образовательной деятельности на основе непрерывного профессионального развития и повышения профессионального мастерства педагогических работников в целях достижения положительных результатов обучения и воспитания обучающихся.
Основные направления и задачи работы школы в 2024 – 2025 учебном году
- Обновление системы управления школой в соответствии с тенденциями развития управленческой науки, требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3, ФГОС начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, государственной программы Ленинградской области "Современное образование Ленинградской области", муниципальной программы «Современное образование во Всеволожском районе Ленинградской области» через:
- апробацию, коррекцию и дальнейшую реализацию обновленной нормативно-правовой базы школы в условиях реализации обновленных ФГОС НОО, ООО, СОО; Федеральных образовательных программ НОО, ООО и СОО с 01 сентября 2023
- расширение использования в управлении школой информационно-коммуникативных технологий;
- переход на проектно – целевое управление качеством образования в рамках реализации проекта «Школа Минпросвещения России».
- Повышение качества образовательной деятельности и образовательных результатов посредством:
- Формирования единого образовательного пространства:
-
-
- организация и осуществление образовательной деятельности в соответствии с требованиями обновленных ФГОС НОО, ООО, СОО в 1-11-х классах;
- реализация обновленных ФОП НОО, ООО, СОО с 01.09.2024, в том числе преподавание учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» (8 – 11 классы), учебного предмета «Труд (технология)» (1 – 8 классы), курса внеурочной деятельности «История и культура земли Ленинградской» (5- 7 классы);
- поэтапный переход на единые линии учебников, входящих в федеральный перечень учебников, утвержденных приказом Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 (ред. от 21.05.2024);
- совершенствование внутришкольной системы оценки качества образования с учетом информационной, формирующей и развивающей функции оценивания в соответствии с требованиями обновленных Федеральных государственных стандартов и Федеральных основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, определяющих единые способы оценки образовательных результатов;
- продолжение реализации в школе федерального проекта «Школа Минпросвещения России»;
- обеспечение реализации государственных гарантий на общедоступное и бесплатное общее образование детей, в том числе из семей, пострадавших в ходе проведения СВО на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и территориях РФ, прилегающих к районам проведения СВО.
-
-
- Формирования единой системы воспитания:
-
-
- реализация федеральной рабочей программы воспитания и федерального календарного плана воспитательной работы:
- организация деятельности первичного отделения Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» в соответствии с программой воспитательной работы движения, системой акций и мероприятий;
- реализация федерального проекта «Навигаторы детства»;
- функционирование и развитие инфраструктуры Центра детских инициатив в школе;
- продолжение работы по развитию спортивного клуба, школьного театра, школьного медиацентра, школьного музея, в т.ч. военно-патриотической направленности, посвященного участникам специальной военной операции, проявившим отвагу, мужество и героизм, в целях сохранения исторической памяти, приобретения обучающимися навыков работы с архивами и другими историческими источниками, их привлечения к поисковой и исследовательской деятельности;
- усиление военно-патриотической составляющей реализуемых проектов и программ на всех уровнях образования;
- внедрение современной модели профориентационной работы с учетом ключевых направлений реализации профориентационного минимума продвинутого уровня.
- продолжение реализации еженедельных внеурочных занятий «Разговоры о важном» на основе материалов, разработанных Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт стратегии развития образования»;
- синхронизация тематики еженедельных внеурочных занятий «Разговоров о важном» с тематическим каркасом активностей Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых», проектов открытой платформы «Россия – страна возможностей», «Большая перемена», общества «Знание», «Орлята России»;
- в рамках трудового воспитания привлечение обучающихся (с учетом их возрастных и психофизических особенностей) к участию в общественно полезном труде, предусмотренном образовательной программой и направленном на формирование у обучающихся трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда.
-
-
- Дальнейшего развития системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи.
- Цифровой трансформации образования:
-
-
- модернизация инфраструктуры школы для развития цифровой образовательной среды;
- переход школы на отечественные сервисы коммуникации, в том числе расширение использования информационно-коммуникационной образовательной платформы «Сферум»;
- использование в школе верифицированного образовательного контента при организации и проведении образовательного и воспитательного процесса;
- поэтапное внедрение материалов библиотеки цифрового образовательного контента;
- обеспечение активного участия обучающихся школы во всероссийских мероприятиях «Урок цифры», «Цифровой ликбез», «Код будущего», направленных на формирование новых цифровых компетенций;
- обеспечение активного использования компонентов Федеральной государственной информационной системы «Моя школа»;
- осуществление информационно – разъяснительной работы с родительской общественностью по вопросам использования сервисов Государственной информационной системы «Современное образование Ленинградской области», в том числе использования мобильного приложения «Электронный дневник» и рекомендаций по построению индивидуальной траектории обучения с получением обратной связи.
-
-
- Совершенствования системы профессионального и личностного роста педагогических работников:
-
-
- участие в реализации мероприятий проекта по развитию региональной системы научно – методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
- развитие системы мониторинга и диагностики уровня профессиональной компетентности, профессиональных дефицитов и методической подготовки педагогов;
- оказание адресной консультативно-методической помощи учителям по вопросам преодоления выявленных профессиональных дефицитов педагогов, по вопросам объективности оценивания образовательных результатов обучающихся;
- реализация и совершенствование системы наставничества, методической поддержки молодых педагогов, а также вновь прибывших педагогов на основе реализации индивидуальных планов профессионального развития педагогов
- внедрение эффективных механизмов организации непрерывного образования, повышения уровня профессионально-педагогической компетентности учителей
-
-
- по направлениям инновационной работы школы,
- по вопросам введения обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов и Федеральных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, единых линий учебников и единых способов оценки образовательных результатов на основе диагностики профессиональных компетенций педагогических работников с применением федеральных и региональных цифровых сервисов с учетом направлений;
- по направлению развития цифровых компетенций, практическому использованию новейших цифровых сервисов и технологий при организации образовательного и воспитательного процесса;
-
-
- снижение текучести кадров через совершенствование мер материального и нематериального стимулирования педагогических работников;
- закрытие прогнозируемых вакансий через развитие системы целевого обучения на педагогические специальности, через прохождение практической подготовки студентов по направлению «Педагогическое образование» на базе школы.
-
-
- Совершенствования единой комфортной и безопасной образовательной среды школы:
-
-
- развитие школьной инфраструктуры;
- создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;
- внедрение в образовательную практику системы мероприятий, сохраняющих здоровье школьников, работающих в информационной образовательной среде школы;
- развитие безопасного воспитательного пространства школы, в т.ч. через различные виды, формы и содержание организуемой педагогами образовательных учреждений урочной и внеурочной деятельности;
- продолжение работы по развитию у обучающихся мотивации к здоровому и безопасному образу жизни;
- реализацию в школе мероприятий, предусмотренных концепцией комплексной безопасности детства Ленинградской области.
-
-
Цель методической службы школы
– обеспечение организационных, кадровых и иных условий для эффективной организации образовательной деятельности на основе непрерывного профессионального развития и повышения профессионального мастерства педагогических работников в целях достижения положительных результатов обучения и воспитания обучающихся.
Задачи методической службы:
- выявление и нивелирование профессиональных дефицитов на основе построения индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников;
- своевременное и оперативное определение по запросам педагогических работников проблем развития и функционирования школы;
- анализ/самоанализ профессиональной деятельности педагогических работников в соответствии с темами самообразования, предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в их деятельности, выработка путей решения педагогических проблем и затруднений;
- ознакомление педагогов с достижениями педагогической науки и практики, с новыми педагогическими технологиями, наиболее эффективными способами организации образовательной деятельности, внедрение в деятельность
- образовательной организации лучших педагогических практик; сопровождение педагогов, нуждающихся в методической поддержке;
- методическое и ресурсное обеспечение образовательной деятельности, в том числе методическое сопровождение внедрения обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – ФГОС НОО, ООО, СОО), осуществление мониторинга и фиксации хода и результатов внедрения;
- повышение качества преподавания учебных предметов и проведения учебных/внеучебных занятий на основе планового посещения уроков/внеучебных занятий и их анализа;
- организация «горизонтального» обучения педагогов в рамках школы, межмуниципальных взаимодействий и внутри профессиональных сообществ;
- создание педагогическими работниками собственных методических разработок, форм, методов, индивидуальных программ обучения и воспитания для применения в условиях школы.
Направления методической работы в школе:
- разработка совместно с региональным (муниципальным) методистом индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников;
- приведение методического обеспечения учебных предметов (курсов, дисциплин (модулей)) в соответствие с методическими требованиями, предъявляемыми к документам в сфере образования, учебным планам, программам;
- организация взаимодействия с образовательными организациями с целью обмена опытом и передовыми технологиями в сфере образования;
- сопровождение в профессиональном становлении педагогических работников до 35 лет в первые три года работы;
- методическое обеспечение процессов обучения и воспитания;
- разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов;
- методическое сопровождение педагогических работников, имеющих профессиональные дефициты и затруднения;
- выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
- помощь педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы;
- обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий;
- повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых педагогических технологий;
- анализ, апробация и внедрение нового методического обеспечения образовательного процесса.
Формы методической работы, направленные на повышение квалификации и профессионального мастерства педагогических работников школы:
- курсовая подготовка (в том числе, дистанционно);
- обучающие семинары;
- теоретические и практико-ориентированные семинары;
- школьная методическая подготовка педагогов (повышение квалификации учителей по актуальным вопросам современного образования, проблемам организации образовательного процесса школы);
- участие в работе сетевых сообществ Интернета;
- круглые столы;
- мастер-классы;
- самообразовательная деятельность учителя по индивидуальной методической теме;
- наставничество;
- консультирование по научно-методическим вопросам;
- индивидуальная методическая помощь;
- стажировка;
- инновационная работа;
- экспертиза результатов педагогической деятельности;
- диагностика затруднений и т.д.
Формы методической работы, направленные на получение, обобщение, представление и распространение опыта инновационной деятельности:
- инновационная работа;
- разработка авторских программ, учебно-методических комплексов, обеспечивающих реализацию стандартов;
- работа в творческих группах;
- научно-практические конференции;
- практические семинары по направлениям деятельности школы;
- открытые уроки;
- мастер-классы;
- конкурсы методических материалов и педагогического мастерства;
- презентации авторских разработок (авторских, адаптированных программ, элективных курсов);
- публикации авторских разработок, тезисов докладов, статей, конспектов уроков, сценариев мероприятий и др.
Формы информационно-методической работы:
- изучение информационных запросов педагогических кадров;
- формирование библиотечного фонда программно-методических материалов, научнометодической литературы;
- обеспечение периодическими научно-методическими и специальными изданиями;
- создание банков программ, авторских разработок;
- размещение информации о деятельности методической службы на школьном сайте и т.д.
Коллективные формы работы:
- семинары;
- практикумы;
- научно-практические конференции;
- школьные методические объединения (ШМО);
- временные творческие группы учителей;
- круглые столы и т.д.
Индивидуальные формы работы:
- индивидуальные консультации;
- наставничество;
- работа над личной методической (творческой) темой;
- индивидуальное самообразование.
Приказ «О структуре методической службы школы»