С 14 по 24 мая в российских школах пройдет акция «Урок цифры». Ее тема – «Безопасность в интернете». Это будут занятия по информатике с онлайн-тренажером по материалам «Лаборатории Касперского».

Проект «Урок цифры» – серия необычных уроков информатики, проходящих ежемесячно в течение учебного года. Основная цель урока по безопасности в интернете – объяснить школьникам, с какими угрозами они могут столкнуться в сети, какими могут быть их последствия, а также обучить навыкам безопасного поведения в интернете. Акцент при этом сделан на поведении в социальных сетях и онлайн-общении с друзьями, поскольку, по данным исследования, именно эта активность привлекает детей в интернете в первую очередь.

Новые знания ученики будут получать в формате обучающей игры. В каждом задании школьник должен принять решение, которое поможет ему избежать онлайн-опасностей. Если ребёнок сделает неверный выбор, ему будет показан короткий видеоролик, объясняющий, как правильно вести себя в подобной ситуации.

Из «Уроков цифры» по кибербезопасности все школьники с 1 по 11 класс узнают о том, что такое кибербуллинг, как его избежать и почему не стоит самим принимать участие в травле. Ученики начальной и средней школы также познакомятся с такой темой, как приватность аккаунтов: из обучающей игры они узнают, какие пароли заводить для аккаунтов, как часто их менять и какие данные о себе можно оставлять в открытом доступе. Помимо этого, для самых юных пользователей – с 1 по 4 класс – предусмотрен блок «Никогда не разговаривайте с неизвестными»: на примерах из игры они поймут, почему не стоит общаться с незнакомцами в интернете и какие меры безопасности предпринимать, чтобы избежать опасных контактов. Школьникам постарше – с 5 по 8 класс – предстоит познакомиться с такой угрозой как фишинг и узнать, как от неё уберечься и что делать, если всё-таки попался на удочку мошенников. В свою очередь, старшеклассники, помимо кибербуллинга, узнают, в чём опасность личных встреч с интернет-друзьями, которых никогда не видел в реальной жизни, и почему не стоит слишком активно делиться в сети информацией о своей личной жизни.
 
«В современном мире знания о безопасности в интернете важны уже с юных лет. Дети зачастую просто не представляют, какие проблемы и сложные ситуации могут возникать в виртуальном пространстве и каковы их последствия. В этом смысле школа, как нельзя кстати, способствует эффективной подготовке в вопросах безопасного использования и развития навыков работы с интернет-средой, а подобные акции делают этот процесс максимально интересным не только школьникам, но и педагогам, и родителям», - прокомментировала министр просвещения РФ Ольга Васильева.

«Масштабная цифровизация нашей жизни предъявляет повышенные требования к информационной безопасности. Недаром в национальной программе «Цифровая экономика» есть даже отдельный одноименный федеральный проект. Эти вопросы настолько сложны, важны и касаются каждого, что готовить к ним нужно еще со школы. Поэтому темой четвертого, последнего в этом учебном году, Урока цифры мы выбрали один из аспектов этих вопросов – безопасность в интернет-пространстве. Всем полезно как минимум знать о существующих киберугрозах, связанных с хакерскими атаками, опасным контентом, фишингом и другими видами интернет-мошенничеств, а в идеале – уметь противостоять им. Эти знания и умения особенно пригодятся в приближающиеся летние каникулы, когда школьники будут проводить в интернете больше времени, чем обычно», - подчеркнул министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Константин Носков.

«Современные школьники – пожалуй, первое поколение, для которого виртуальная реальность, интернет и технологии – по-настоящему неотъемлемая часть жизни. Что бы они ни делали и какую бы профессию ни выбрали в будущем, они так или иначе будут использовать интернет и гаджеты. Именно поэтому мы считаем крайне важным научить подрастающее поколение как минимум базовым навыкам «выживания» в цифровом мире. Ключевой из них, на наш взгляд, – умение обходить киберугрозы и обеспечивать сохранность важной информации. Мы рады, что с помощью «Урока цифры» мы можем донести ценные знания до всех школьников России», – отметил генеральный директор «Лаборатории Касперского» Евгений Касперский.

«Современные дети проводят в интернете порой по несколько часов в день, при этом грань между виртуальным и реальным миром иногда незаметна. Незнакомцы из соцсетей могут причинить вред в реальности, «бесплатная» игра при загрузке обернуться кибератакой и уничтожить все материалы на компьютере. Школьники зачастую просто не ожидают каких-либо реальных угроз среди любимых игр, общения и увлекательных блогов и важно их предупредить о реальных рисках, научить безопасности в интернете», - отметил генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Евгений Ковнир.

Проект «Урок цифры» — это серия необычных уроков программирования и обучения цифровым навыкам. Учебные материалы каждого урока разработаны ведущими российскими IT-компаниями.  «Урок цифры» помогает ученикам не только узнать новое о мире информационных технологий, но и сориентироваться в перспективных профессиях будущего. Ранее «Уроки цифры» прошли в декабре 2018 года, в феврале и в апреле 2019 года.

Апрельский «Урок цифры» был посвящен проектному управлению. Школьникам в формате видеолекции рассказывают о цифровых методах, применяемых в управлении проектами. Ребята познакомились с классическим методом реализации проектов «Водопад» и семейством современных гибких методологий Agile (Аджайл). 

«Урок цифры» — по-настоящему важная инициатива для школьников всех возрастов, где они в игровой форме знакомятся с основами программирования и цифровыми технологиями. Каждый из уроков посвящен определенной теме и направлен на развитие цифровых знаний и навыков по направлению «Кадры и образование» в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
 


Всероссийская акция «Урок цифры» стартовала в декабре 2018 года по инициативе Министерства просвещения РФ, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и АНО «Цифровая экономика». 

Проект поддерживают крупнейшие технологические компании России: фирма «1С», «Лаборатория Касперского», «Яндекс», Mail.Ru Group, Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», образовательная платформа «Кодвардс», «Университет 20.35». Информационным партнером акции выступает Центр компетенций «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». 

С момента запуска на сайте проекта пройдено почти 12 млн игровых сессий, в регионах проведено более 200 открытых уроков с участием губернаторов, ИТ-министров и представителей компаний-партнеров. Например, в марте Сбербанк провел 96 открытых уроков по искусственному интеллекту. В апрельском уроке по проектному управлению, разработанному фирмой «1С», приняли участие 2,6 млн школьников. Лидерами по числу игровых сессий стали Омская область (184 тысячи), Московская область (175 тысяч) и Москва (83 тысячи), при этом Омская область стала первой и по вовлеченности школьников в урок: число игровых сессий составило 95,5% от количества учеников в регионе.